Церковь Св. Гереона, Кёльн

Кёльнский собор, безусловно, является самой знаменитой постройкой в рейнских землях. Он окружен 12 прекрасными романскими церквами, вместе с которыми образует великолепный ансамбль, признанный памятником культуры мирового значения. Каждая из этих церквей излучает атмосферу гармонии и спокойствия. Одна из них, церковь Св. Гереона, занимает особое место в ряду романских церквей Кёльна. Это прекрасное древнее здание до сих пор хранит элементы средневекового зодчества, например полуциркульные ниши. Купол церкви был одним из самых больших для своего времени, уступая по размерам лишь куполу собора Св. Софии в Константинополе и куполу Кёльнского собора. Даже знаменитый купол Флорентийского собора, построенного в XV в., меньше купола церкви Св. Гереона.

Согласно легенде, храм над могилами Гереона и еще 300 человек из его Фиванского легиона, солдаты которого отказались участвовать в истреблении христиан при императоре Максимиане и приняли мученическую смерть, был построен Еленой, матерью императора Константина Великого. Мы не располагаем достаточными историческими свидетельствами, чтобы говорить о том, что найденные на месте храма останки принадлежат солдатам именно этого легиона, но постройка, несомненно, стоит на месте римского кладбища IV в. Некоторые части овального сооружения с восемью нишами и фрагментами крупной апсиды относятся к эпохе

Античности и хорошо просматривались в стенах более позднего десятиугольного помещения. Старая апсида была убрана при строительстве нефа в 1060-1062 гг., но великолепная фреска с изображением Христа в мандорле (ореоле миндалевидной формы) была сохранена в нише новой апсиды. Христос восседает на троне в окружении евангелистов с их узнаваемыми символами; по сторонам от трона — фигуры Иосифа и Богоматери. В нишах нижнего яруса изображены епископы с обнаженными мечами и крошечные фигурки их врагов: эти композиции символизируют победу добродетели над пороками. Ниши между окнами украшены фигурами рыцарей, возможно, воинов Фиванского легиона.

Оригинальная центрическая постройка была перестроена в 1219- 1227 гг., когда и появилась уникальная идея десятиугольного помещения, не утратившая своей эффектности до сих пор.

 

Комментирование закрыто