Собор в Уэлсе

sobor-v-uelseСобор Св. Андрея в Уэлсе, может, и не входит в число крупнейших, но, несомненно, является одним из красивейших. В сравнении с другими соборами эта жемчужина английской готики выглядит изящной игрушкой. Согласованность внешних и внутренних пропорций рождает ощущение гармонии, а декор при всей своей прихотливости не кажется помпезным.

Уэлс стал центром епархии еще в 909 г., но свидетельств, подтверждающих существование здесь какой-либо церкви, нет. Строительство собора было начато в 1180 г. при епископе Реджинальде и завершено в период с 1290 по 1340 г.

Английские соборы, свободно стоящие посреди зеленых просторов, выглядят величественно и торжественно, особенно в сравнении с их континентальными собратьями, окруженными со всех сторон лабиринтами средневековых улочек. Их архитекторы обходились без двух-башенных фасадов, столь любимых на континенте, предпочитая широкие фасады-ширмы, украшенные рядами окон и скульптур.

Отличной иллюстрацией к сказанному служит западный фасад собора в Уэлсе, построенный в 1230-1240 гг. Изначально его украшали 400 фигур в натуральную величину (до нашего времени сохранилось около 300), рассказывавших полную историю спасения человека. Вся «драма мира» — theatrum mundi — была представлена рядами статуй и рельефов: здесь можно увидеть сцены из Ветхого и Нового Заветов, а также изображения ангелов и апостолов, царей и тиранов, богатых и бедных. Над всем этим разнообразием царит фигура Христа Пантократора, помещенная в поле фронтона.

В интерьере собора сразу бросаются в глаза огромные «опрокинутые» арки, несущие на себе тяжесть башни средокрестия, и капители колонн, украшенные пышными растительными мотивами или человеческими фигурами. Некоторые витражи были составлены из многочисленных фрагментов старых окон и дают изумительные эффекты преломления света. Ступени, ведущие в зал капитула, истерты бесчисленным количеством ног: подъем по ним похож на восхождение на небеса. Веерные своды в зале капитула волнуют душу, как поэзия. Это настоящий триумф воображения и исполненной движения пространственной геометрии.

Комментирование закрыто