Синт-Серваскерк, Маастрихт

5-1Маастрихт — это самый южный и самый старый город в Нидерландах. Хотя практика паломничества не получила особого распространения в этой стране, он стал третьим по значению (после Кёльна и Ахена) паломническим центром в Северной Европе. Во многом это произошло благодаря личности св. Серватия, которому посвящена величественная романская церковь, господствующая в панораме города.

Город Маастрихт, который римляне называли Traiectum ad Mosam (букв. — брод через Маас), по-прежнему популярен у паломников. По народным поверьям, людям, страдающим от боли в ногах, обморожений и ревматизма, нужно молиться св. Серватию. Существует предание о том, как этому святому приснился вещий сон о нападении гуннов в 450 г. Благодаря своему сну св. Серватий смог предупредить жителей Тонгра (современный Тон-герен), и те бежали из города. После этого святой отправился в Маастрихт, где в 384 г. умер «в ореоле святости». Он был похоронен на кладбище у стен города. Вскоре горожане заметили, что земля над гробницей всегда остается сухой, и тогда начали распространяться слухи о чудесных свойствах этого места.

Если отнестись к легенде скептически, нельзя не заметить, что смерть св. Серватия отделена от нападения гуннов слишком большим промежутком времени. Современные исследователи считают, что в этом предании соединились личности двух различных людей с одинаковыми именами. Тот св. Серватий, который жил позже, сейчас покоится внутри церкви, освященной в его честь, — в романской гробнице, называемой «ноод-кист» (переносной гроб, часто используемый в процессиях).

Строительство базилики в форме латинского креста началось в X в., но к романскому периоду относится только ее главный неф. Вся остальная часть сооружения существенно перестроена. Величественный западный фасад, обрамленный двумя башнями, выглядит особенно эффектно. Архитектурные параллели с собором в Шпейере, служившим местом погребения германских императоров, объясняются тем фактом, что по меньшей мере при трех правителях (Генрихе IV, Фридрихе Барбароссе и Фридрихе II) церковь имела статус императорской.

В интерьере храма господствует изящная простота. Единственным Украшением алтаря служит романский рельеф. Паломники приходят сюда, чтобы поклониться мощам св. Серватия, хранящимся в простой Усыпальнице, выполненной в романском стиле. Она напоминает дом с Двускатной крышей и задумывалась как символическое жилище святого в Небесном Иерусалиме. Вся иконография тесно связана с текстом XXI главы Откровения св. Иоанна Богослова, в которой содержится описание Небесного Иерусалима.

Комментирование закрыто