Самарканд

samarkandК концу XIV в. мусульманскую Азию постигла катастрофа — нападение войска Тамерлана. Этот безжалостный и неутомимый полководец завоевал значительную часть Азии, включая территорию современных Афганистана, Ирана и Узбекистана. Тамерлан был сторонником ортодоксального ислама и стремился создать единое мусульманское государство; правда, воевал он преимущественно против братьев по вере. Его набеги сеяли ужас и панику в городах и селениях, так как войско Тамерлана уничтожало все, что попадалось ему на пути. К концу жизни хана его империя простиралась от Руси до Китая. В 1404 г. он вернулся из походов в Самарканд, свою столицу, и умер в возрасте 70 лет, готовясь к завоеванию Китая.

Помимо воспоминаний об ужасах монгольских набегов, Тамерлан оставил после себя восхитительный город, один из самых красивых в мире — Самарканд, сохранивший свое очарование до наших дней. В IV в. до н.э. оазис в долине реки Зеравшан захватил Александр Великий, однако в 712 г. его отвоевали арабы, построившие здесь первые мечети.

Самарканд был важным перевалочным пунктом на Великом шелковом пути. Период расцвета Самарканда пришелся на время правления Тамерлана, свозившего в город лучших художников и ремесленников, которые построили здесь удивительные здания и превратили Самарканд в красивейший город мира. Мечети, медресе и мавзолеи, возведенные при Тамерлане, признаны уникальными образцами исламского искусства.

Хотя центром Самарканда всегда был Регистан, мечеть Биби Ханым, построенная между 1399 и 1404 гг., также является важной городской достопримечательностью. Синяя и зеленая мозаика, позолота и надписи на куполе напоминают о сказках «Тысячи и одной ночи».

Главный портал мечети с круглыми башнями словно приглашает идущих по площади верующих зайти в просторный внутренний двор с купольной галереей и мраморными колоннами.

В древности фасад был украшен разноцветными инкрустациями, а у каждого из углов мечети стоял изящный минарет. Работы по реставрации мечети, готовой обрушиться под собственным весом еще во время возведения и полностью уничтоженной землетрясением 1887 г., ведутся уже 30 лет. Несмотря на то что сейчас это место больше напоминает стройплощадку, для верующих мечеть Биби Ханым — символ связи земли с небесами.

В XV-XVII вв. центром мусульманской учености в Средней Азии была медресе Улугбека, в которой помимо теологии изучали астрономию и математику. Стремление к знаниям всегда было важной отличительной чертой ислама.

Мавзолеи города также заслуживают пристального внимания. Они являются не только усыпальницами, но и важными паломническими центрами, привлекающими мусульман со всей Средней Азии, стремящихся посетить святыни и утвердиться в вере при незримом присутствии своих предков.

Одной из таких святынь является мавзолей Гур Экир с характерным куполом в форме дыни — усыпальница Тамерлана. Во времена Улугбека был построен дверной проем, обеспечивающий вход в мавзолей. Сам Улугбек также похоронен в этом мавзолее. В городе имеется множество других старинных достопримечательностей, в которых с 1950-х гг. активно ведутся реставрационные работы.

Комментирование закрыто