После того как императрица Феодора в 843 г. разрешила поклонение иконам, начался период расцвета византийского искусства, длившийся с IX по XI в., а план церкви в форме креста с куполом над средокрестием стал самым популярным.
На сводах купола обычно изображали Христа Пантократора в окружении пророков и святых.
Развитие живописи и мозаики достигло кульминации во времена так называемого македонского Ренессанса, когда в искусстве сильно сказывалось влияние позднеклассического периода. Одним из наиболее выдающихся образцов этого стиля является монастырь Неа Мони на острове Хиос: его мозаики словно источают сияние и напоминают о необходимости сосредоточиться на духовных размышлениях; на фресках изображены сцены из жизни Христа.
Монастырь основан византийским императором Константином IX Мономахом на месте, где некогда уже стоял храм: монахи обнаружили там икону Богоматери и построили небольшую церковь. Вскоре здесь появился восхитительный монастырский комплекс с кафоликоном (главной церковью), двумя небольшими церквами, трапезной и укрепленной монастырской стеной.
Для выполнения мозаик император пригласил из Константинополя лучших художников. Монастырь процветал много столетий, являясь важнейшим духовным центром на Эгейских островах. Во время нападения Османской империи в 1822 г. и землетрясения в 1881 г. монастырь был почти уничтожен, однако вскоре церкви и другие строения восстановили. В окружении душистых кипарисовых рощ Неа Мони сейчас живут несколько монахинь. Монастырь знаменит своими мозаиками.
Несмотря на свое религиозное и культурное значение, Неа Мони остается спокойным и уединенным местом: единственный транспорт здесь — это автобус, от остановки которого до монастыря надо еще целый час добираться пешком.